Цифровые гиганты против СМИ.
Почему Google и Facebook должны платить за новости

Декабрь 2020

— Владислав Власюк, адвокат, ЮФ «єПраво», Ассоциация развития искусственного интеллекта
В чем революционность такого подхода и перспектива для Украины?

Австралийское правительство обнародовало детали первого в мире закона, который — в случае принятия — заставит цифровых гигантов платить за показ новостных статей. Проект закона, который был представлен в среду, требует от Google и Facebook компенсации местным СМИ за публикации и индексацию их новостей на платформах Google и Facebook. В чем революционность такого подхода и перспектива для Украины?

Поисковые платформы будут платить за контент

Основная суть этого закона заключается в том, что технические гиганты вроде Google и Facebook будут обязаны выплачивать крупнейшим австралийским СМИ (как частным, так и государственным) компенсацию в размере по договоренности из-за публикации новостей в своих новостных лентах или поисковых системах. Законопроект предусматривает набор критериев для таких СМИ, как, например, вид новостей, которые они публикуют, или доход СМИ за год.

Если стороны не могут достичь согласия относительно необходимости и размера уплаты, дело рассмотрит независимый арбитр. Цифровые платформы могут получить штрафы до 10 миллионов австралийских долларов (7,4 в американских), если они не выполнят решение соответствующего арбитража.

Законопроект возвращает доллар в карман местных СМИ

Как и везде, в Австралии весь заработок остается у того, кто индексирует контент — а не у того, кто его создает. На каждые $100 затрат на рекламу в Интернете, $53 поступают в Google, $28 — Facebook, $19 — всем остальным. Потеря рекламных доходов частично компенсировалась подписками на СМИ (как и в Украине), но этого явно недостаточно, чтобы остановить сокращение количества СМИ, а также журналистов, которые оставляют отрасль. И в то время, когда австралийские СМИ продолжают терять доходы от рекламы, австралийские отделения Google и Facebook зарабатывают $4,7 млрд и $0,7 млрд долларов в год соответственно.

По мнению местных СМИ, Google зарабатывает деньги с помощью новостей и текстов, созданных СМИ. Большинство австралийских пользователей уверены, что Google и Facebook будут гораздо менее полезными, если ни одна новость не появится в их лентах или в результатах поиска. Также в результате пандемии COVID-19 и сопутствующего карантина, более 60 австралийских изданий вынуждены были признать себя банкротами.

Google и Facebook — против, опасаются создания прецедента

Не сюрприз, что как и Google, так и Facebook выступили с возражениями против этого законопроекта. В частности, в Facebook заявили, что они скорее заблокируют (как вам такая клиентоориентированность?) австралийские новости, чем будут платить за их размещение. В Google отметили, что принятие такого законопроекта приведет к значительному ухудшению Google-поиска и индексирования Youtube, а также может навредить огромному количеству персональных данных. Не объясняют, однако, каким образом навредить.

Однако еще до того, как законопроект был опубликован, Google согласились заплатить нескольким австралийским издателям за лицензию на содержание нового продукта, подготовленного издателями, для Google News и Google Discover. В США Facebook также платит издателям за лицензирование содержания на вкладке новостей, но еще не начал это делать в Австралии.

В то же время платформы отказываются платить за контент новостей на своих основных сервисах, включая поисковые системы Google и ленту новостей Facebook. Объяснением может быть то, что они обеспокоены возможным созданием глобального прецедента. Согласятся в Австралии — получат принципиально схожие условия во многих других странах.

Может ли австралийский прецедент вдохновить украинский законопроект?

Немало украинских изданий практически полностью зависят от одного владельца, который и обеспечивает финансирование издания. Отдельные СМИ пытаются искать какие-то внешние финансовые ресурсы. Если зайти на замечательные сайты изданий типа Громадське, Лига, Хмарочос или НВ, то сразу можно увидеть просьбу издания оформить платную подписку или поддержать на Патреоне. Некоторые коллеги, например, УП, создают клубы поддержки, привлекая таким способом дополнительные средства для финансирования издания. Ключевая идея — больше средств из различных источников делает СМИ независимым, а затем максимально объективным.

Компенсации за использование контента от Google и Facebook могли бы помочь финансированию независимых СМИ. Жаль только, что в отличие от Австралии, в Украине нет ни официального представительства Facebook, ни официального представительства Google — соответственно, нет и данных о том, какой объем прибыли зарабатывают эти корпорации в Украине. Также нет достаточной информации о том, какое количество прибыли теряют украинские СМИ от того, что Facebook и Google публикуют их новости, да и вообще какое количество новостей публикуется в украинском сегменте Facebook и Google Search — все это должно стать частью одного большого исследования о состоянии украинской журналистики. После этого можно попробовать реализовать австралийскую модель взаимодействия Facebook и Google с локальными СМИ.

Опубликовано на НВ

Давайте работать вместе!