Растет количество конфликтов между пешеходами и пользователями самокатов, велосипедов

Май 2021

Недавно Роман Винтонив попал в конфликтную ситуацию. Парень, который ехал по велосипедной дорожке на электросамокате, не пропустил Романа на пешеходном переходе. Журналист сделал замечание, его ударили и брызнули газовым баллончиком в глаза.

«В случае с журналистом, его возмутило то, что парень на электросамокате не пропустил его на переходе. По-хорошему, Роман Винтонив прав: электросамокат — это плюс-минус то же, что и велосипед. Едешь на велодорожке — уступаешь на нерегулируемом пешеходном переходе, — рассказывает Владислав Власюк, партнер еПраво и руководитель первой практики urban law. — Но формально водитель электросамоката сейчас не обязан давать дорогу пешеходу».

В Украине остается неопределенным правовой статус электросамокатов, сигвеев и моноколес. Отсутствуют правила управления таким транспортом. Также велосипедисты продолжают ездить по тротуарам, потому что инфраструктура для них остается неразвитой. 

Пользователей такого транспорта чаще сравнивают с пешеходами. «Судебная практика неоднозначна по этому вопросу — некоторые суды все-таки признают электросамокат транспортным средством, а некоторые — нет. Однако это единичные кейсы, которые имеют несистемный характер», — добавляет Власюк. 

Как отмечает Анна Даниленко, вело-активистка и член Совета по урбанистике Киева, такая неопределенность делает пользователей электротранспорта незащищенными.

А как за границей?

Еще несколько лет назад в Европейских странах появился спрос на легкий персональный транспорт. Там в правилах пользования утвердили минимальный возраст пользователей, максимальную скорость передвижения и запрет на движение по тротуарам.

В январе 2019 года в Дании разрешили двигаться на электросамокатах на велодорожках. Чтобы пользоваться таким транспортом, личность должна быть старше 15 лет. Она должна следовать правилам дорожного движения для велосипедистов, а также не заезжать на тротуар.

В 2020 году в Копенгагене планировали запретить аренду и парковки в центре города. Основная причина — пожилым людям трудно передвигаться по улицам, если электросамокаты припаркованы неправильно.

Во Франции правила использования легкого персонального транспорта определили в октябре 2019 года. Там запрещено ездить по тротуарам,  ограничение по скорости транспорта — до 25 км/ч, а лицо, управляющее средством, должно быть старше 12 лет. Также во время езды запрещено использовать наушники и мобильный телефон. 

В США нет правил использования электросамокатов, только определение. Правила вводит каждый штат. Например, на самокате нужно передвигаться только по велодорожкам и велополосам со скоростью до 15 миль в час. По тротуарам и пешеходным переходам ездить запрещено.

Правовое регулирование в Украине

Острая потребность в регулировании электротранспорта возникла после запуска прокатного сервиса Bolt. Мэр города Виталий Кличко заявил, что сервис незаконный. Представители компании ответили, что неурегулированный вопрос электросамокатов не равен их запрету. 

Позже КГГА и Bolt сделали общее заявление о том, что легкий персональный транспорт — это часть инфраструктуры современного города и мировой тренд. Также запланирована разработка правил, которыми смогут пользоваться собственники такого транспорта. Но на уровне города документ не был утвержден. В сентябре законопроект №3023 приняли в первом чтении. Он должен определить новую категорию участников дорожного движения — пользователи легкого персонального электротранспорта.

Также важно определить, где будут двигаться пользователи этого транспорта. На данный момент законопроект предполагает право езды велосипедными дорожками или по краю проездной части дороги, улицы или на обочине.  

Законопроект №3023 также предусматривает, что во время движения в темное время суток и в условиях недостаточной видимости, пользователи должны иметь включенную фару. А также выделить себя с помощью светоотражающих элементов. Законопроект запрещает перевозить пассажиров, пользоваться мобильным телефоном, пользоваться транспортом в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения.

Регулирование не только законом

Конечно, легкий персональный транспорт имеет много преимуществ: мобильность, экологичность, маленькие габариты. Но чтобы развитие нового транспорта не приводило к конфликтам, нужно развивать инфраструктуру. К примеру, велодорожки и «улицы для всех». 

Концепция «улицы для всех» напоминает старые города до распространения автомобилей. Идея подразумевает достаточное количество пространства для всех участников движения. С большим количеством пересечений с соответствующими элементами организации и безопасности. Это создаст комфортное и зеленое уличное пространство с невысокими скоростными режимами. 

Анна Даниленко говорит, что важно работать над «новой моралью». В ее основе должна быть взаимопомощь и понимание того, что другие участники движения адекватные и неконфликтные. Они не хотят никого травмировать. Пока что об этом мало говорят в нашем обществе.

Что делать в конфликтной ситуации между пешеходом и пользователем самоката?

W

Обращаться в службу поддержки организации, которая предоставляет услуги по аренде самокатов,

W

обратиться в отделение полиции.

Давайте работать вместе!