Налог на Ґугл: возможные последствия для Украины

Март 2021

— Владислав Власюк, адвокат, партнер ЮФ «еПраво»
Как технологические гиганты реагируют на введение налогов в разных странах и что изменится для потребителей после принятия соответствующего закона в Украине.
В середине февраля в первом чтении был принят законопроект №4184 о внесении изменений в Налоговый кодекс, который, если коротко, обязывает иностранные компании платить налог на добавленную стоимость.
Кто является плательщиком налога?
Основными налогоплательщиками являются плательщики-нерезиденты, не имеющие постоянного представительства на территории Украины и при этом предоставляющие электронные услуги. Если электронные услуги предоставляются через посредника, то он должен будет платить этот налог.

Чтобы стать плательщиком налога, необходимо, чтобы сумма от осуществления операций совокупно превышала 1 млн грн за календарный год.

Что такое электронные услуги и как они поставляются?
Не усложняя, электронные услуги – это те услуги, которые предоставляются благодаря использованию сети Интернет: реклама, использование облачных технологий, поставки видео/аудиоконтента, электронных книг, публикация фотографий, онлайн-игры и тому подобное.

При этом предоставляется исключительный перечень услуг, которые не охвачены категорией «электронные услуги». Например, заказ услуг через Интернет; передача прав на использование программного обеспечения и баз данных; предоставление консультаций по электронной почте; услуги, относящиеся к непосредственному доступу к сети Интернет вроде заключения договоров с интернет-провайдерами.

Какой размер налога?
База налогообложения определяется исходя из договорной стоимости поставки электронных услуг. Налог составляет 20% базы налогообложения и включается в цену электронных услуг.
Что еще предусмотрено?:
Устанавливается ответственность за предоставление услуг нерезидентом, который не зарегистрировался как плательщик соответствующего налога, в размере 100% стоимости предоставленных электронных услуг.

Непонятно, каким образом будет оцениваться стоимость предоставления услуг юридических лиц, не имеющих представительств в Украине. Также возникает вопрос, за какой период берется стоимость предоставления услуг – за год, два, за все время поставки услуг? И вообще целесообразно ли устанавливать ответственность в размере полной стоимости предоставления электронных услуг?

Предлагается сообщать поставщикам услуг об обязанности уплаты налогов через электронное сообщение в специальном сервисе «НДС для нерезидентов». Отправлять такое сообщение должна Государственная налоговая служба. Как это будет работать – непонятно.

Предлагается исключить статью об обязанности уплаты резидентами, которые избрали упрощенную систему налогообложения, налога по ставке 20% суммы выплат за производство и/или распространение рекламы.

А как в других странах?
Первое, что следует сказать, – Украина «не изобрела колесо». Соответствующее регулирование уже существует в других государствах.

Примечательно, что законопроект во многих аспектах дублирует соответствующие положения российского законодательства, вступившие в силу в 2018 году (за что законопроект уже успели раскритиковать). Однако там штраф за нарушение составляет 10% операций, что кажется более резонным.

Не подумайте, компании не против платить налоги и не возражают против установления новых правил. Однако сами представители компании заявляют, что необходимо сосредоточить силы на создании одних унифицированных правил, которые бы действовали по всему миру, а не в одном государстве.

Например, в Великобритании после введения такого налога (он был большим для Интернет-гигантов примерно на 2%) Apple, Google и Amazon объявили об изменениях цен для британских корпоративных клиентов – как компенсация нового налога.

Apple к обычному 20%-му НДС добавила дополнительные 2%, прежде чем распределить то, что остается между разработчиком и Apple. Так, британские разработчики получают меньше, чем должны бы. Google увеличил сборы за всю рекламу на 2%. Amazon увеличил плату за проведение покупательских операций – также на 2%.

Соответствующие национальные законы также действуют во Франции и Италии. Спойлер: стоимость электронных услуг для потребителей и разработчиков значительно возросла.

В Турции Apple поднял цены для турецких потребителей на 7.5% в ответ на налог.
Как отмечают эксперты, в первую очередь повышение цен ощутят на себе люди, которые работают непосредственно с рекламой в Facebook или других социальных сетях.
Повышение налогов ведет к повышению цен в сфере рекламы и сопутствующей инфляции, а впоследствии – к постепенному подорожанию стоимости рекламы на платформах.

Австралия приняла закон, обязывающий Facebook и Google платить за новости австралийских локальных СМИ на соответствующих платформах. То есть, за использование сгенерированного локальными СМИ контента местным будет капать копеечка. Google и Facebook могут сами решать, какие коммерческие соглашения заключать, и если правительство решит, что платформы сделали достаточный вклад в местную индустрию, они не должны будут платить дополнительные средства.

Вероятно, что этот закон станет прецедентом для других государств в «налогообложении» доходов социальных сетей и интернет-инструментов. Преимущество – налог ляжет на компании, а не на пользователей.

Введут ли контр-пошлины?
Кроме так называемых «контр-мер» от компаний, возможное следствие – введение больших пошлин на экспортируемые украинские товары в США.

Большинство компаний, которые подпадут под действие закона, – именно американские компании. В 2019 году Администрация президента США пообещала увеличить пошлину на французские товары в ответ на принятие закона о налогообложении компаний, предоставляющих онлайн-услуги, во Франции.

Аналогичные заявления звучали и в отношении Великобритании, когда там был введен соответствующий закон. Тогдашний министр финансов США, Стивен Мнучин, предупредил, что в ответ США увеличат налог на экспорт британских автомобилей.

Можно конечно надеяться, что нынешний Президент США Джо Байден вместо введения пошлин выберет путь дипломатии или попытается урегулировать этот вопрос через ВТО. Но нужно быть готовыми, что Украина также может попасть в «глобальную таможенную войну».

В теории, принятие законопроекта и успешная его имплементация на практике будут способствовать значительному поступлению средств в бюджет. Однако стоит помнить о нескольких вещах.

Компании, которые предоставляют онлайн-услуги, не требуют физической инфраструктуры. Это значительно усложняет ситуацию для местных властей, ведь будет крайне сложно подсчитать прибыль компаний.
Основные активы таких компаний – это интеллектуальная собственность. Компании могут легко перевести свои расходы, соответственно, и прибыль в страну с низким налогом или вообще без него, используя инновационные трансфертные схемы переноса доходов.

Последствия законопроекта для Украины мы увидим позже. Сейчас мы можем лишь предположить, что кроме прогнозируемого увеличения поступлений в бюджет, Украина может получить и менее приятные последствия.

С другой стороны, законопроект 4184 полностью соответствует глобальным тенденциям защиты и национально-локальных интересов на рынке услуг, где доминируют супермощные трансконтинентальные корпорации.

Працюймо разом!