Pro & Contra: что не так с деятельностью АРМА
И что можно было бы изменить

Декабрь 2020

— ВИТАЛИЙ ВЛАСЮК, управляющий партнер юрфирмы «єПраво»
Недавно Mind опубликовал интервью временно исполняющего обязанности председателя Агентства по розыску и менеджменту активов (АРМА) Виталия Сигидина. Разговор касался нынешней и дальнейшей судьбы «токсического» имущества, переданного в управление агентству. А также того, насколько деятельность АРМА можно считать прибыльной для государства, и что делать, чтобы она такой была на самом деле. Виталий Власюк, управляющий партнер юрфирмы ePravo, который два года входил в состав Общественного совета при АРМА, выразил свое мнение по этим вопросам.
Вопрос управления или реализации активов, переданных АРМА в управление, сложный: речь идет о фактическом лишении лица права собственности до приговора суда. И если в случае со скоропортящимися вещами объяснить их реализацию (с последующим зачислением средств, которые можно будет вернуть владельцу) еще возможно, то как быть с объектами более очерченными – непонятно. Ведь вполне вероятно, что арест отменят, и владелец захочет вернуть свое имущество. Однако вмешательство законодателя просто-таки необходимо, ведь полагаться на дискреции руководителей АРМА опасно.
Впрочем, на каждом из этапов АРМА вполне имеет право продвигать вопрос закрепления в соответствующем постановлении о передаче ему имущества, в частности, права реализовать актив. Нужно активнее работать и налаживать качественную коммуникацию с правоохранителями и судами, особенно в регионах.

Главной задачей АРМА является розыск украденных активов.

На втором месте – управление арестованными активами, которое должно приносить доход (это прямое требование закона).

Если и говорить о сохранности имущества, то это должно быть что-то очень ограниченное и в исключительных случаях. За 2019 год, как указано в отчете Сигидина, АРМА направила 62 международных запроса и получила таких 19. О чем обращения, что произошло с ними дальше, сколько конкретно и каких активов было обнаружено именно в иностранных юрисдикциях – об этом ни слова.

В прошлом году силами Общественного совета АРМА был установлен контакт с потенциально эффективным управляющим «Межигорья». Был проведен ряд рабочих встреч с тогдашним главой АРМА, представлен реалистичный бизнес-план, сформулирована дорожная карта действий для обеих сторон. Потом произошло внезапное заседания тендерного комитета АРМА под председательством Потемкина и передача комплекса в управление малоизвестной ООО «Скомпани». Общественный совет выразил публичный ультиматум, тендер отменили, договор управления (уже подписанный!) – разорвали. И новое руководство АРМА не сделало ничего для изменения статус-кво.
Сделка с землей «Ашана» стала возможной, в частности, потому, что ее провернули за пять дней. Действительно, все точно могли присмотреться и разработать программу по управлению каждым из или 200, или 126 объектов. Убежден, что АРМА вполне могла бы строить с владельцами взвешенный и прагматичный диалог. Но не тогда, когда ее руками активы фактически передаются в руки конкурентов.
За 2019 год на АРМА было потрачено примерно 160 млн грн. Доход от управления активами составил «аж» 10 млн грн. Председатель до сих пор не избран. За законопроекты не голосовали. Институт фандеров не реализован. Работа с территориальными подразделениями не ведется. «Межигорье» – без изменений. От нового созыва Общественного совета при АРМА одна активность за год – конференция, на которую продавали «пакеты участия» (сколько было продано пакетов и кому достались средства – неизвестно). На решение ОАСК о запрете АРМА управлять акциями АО «Газтранзит» апелляцию подать «забыли».
Хочется верить, что в ближайшее время Верховная Рада и Кабмин дадут старт решительной перегрузке этого очень и очень интересного органа.
Опубликовано на MIND

Давайте работать вместе!