Антимонопольный комитет против повышения цен: миссия невыполнима

Апрель 2020

— Виталий Власюк

Почему цены на карантин растут и может ли государство повлиять на ситуацию?

Что происходит: на фоне карантина мы наблюдаем достаточно сильный рост цен на отдельные товары и услуги.
Так, многие украинцы сначала столкнулись с авиабилетами от МАУ, а потом масками и дезинфицирующими средствами втридорога.
Затем к ним добавились имбирь, чеснок, гречка, туалетная бумага и тому подобное. Теперь наблюдается рост цен на овощи, фрукты, мясо.
Народ жалуется, власть разводит руками и «кивает» на Антимонопольный комитет Украины (АМКУ).
Последний действительно является главным государственным органом по обеспечению честной экономической конкуренции, однако по состоянию на сейчас мы увидели только два крайне неубедительных его заявления.
Первая касалась цен на авиабилеты от МАУ, касательно чего было инициировано антимонопольное расследование (вряд ли это действительно так).
Вторая — это рекомендация аптекам воздержаться от завышения цен на лекарства. В будущем. Без всякого обоснования. Конечно, на безрыбье и рак — рыба, но давайте определимся, что АМКУ может, а чего нет.

Почему растут цены?

Собственно, цена на товар или услугу всегда обусловлена ​​в первую очередь экономической целесообразностью: продавец хочет заработать, и это нормально.
Он тратит средства на производство или приобретение товара у поставщиков, добавляет свой интерес и формирует интересную ему цену.
Во вторую очередь продавец хочет не просто заработать, а заработать больше, что, впрочем, тоже нормально, пока это устраивает покупателей.
Когда устраивать перестает, они, в рыночных условиях, просто идут к другим продавцам и покупают дешевле. Так образуются цены, и так возникает конкуренция, борьба за потребителя.

Однако иногда продавцы ведут себя нечестно и сговариваются о повышении цен на аналогичные товары и услуги.
Именно с этим явлением призвана бороться государство через соответствующие антимонопольные органы.
Поэтому, если мы требуем от государства бороться с завышением цен, мы должны уточнить наш запрос: современное демократическое государство способно бороться с заговором продавцов, однако отнюдь не с объективными экономическими факторами.
К последним очевидно принадлежит действующий карантин.

Бороться с повышением цен: что может Антимонопольный комитет?

А может не так и много, на самом деле. При условии, если усматриваются признаки антиконкурентных согласованных действий, в частности, установление цен или других условий приобретения товаров или услуг, АМКУ может или дать рекомендации, или начать расследование.
Первое определяется как «рекомендация относительно прекращения действий, которые содержат признаки нарушения законодательства о защите экономической конкуренции, устранении причин возникновения этих нарушений и условий, им способствующих», предоставляется продавцам или поставщикам в виде письма и подлежит обязательному рассмотрению.
Собственно, на практике рекомендации, как правило, предоставляются как реагирование на незначительные имеющиеся (!) нарушения со стороны субъектов хозяйствования.
Добровольное и надлежащее выполнение рекомендаций исчерпывают конфликт. Второе, расследования — это уже серьезное производство, в ходе которого собираются информация и доказательства и, по результатам, недобросовестный субъект привлекается к строгой ответственности (штраф может достигать 10 процентов годового оборота).
Расследование может длиться годами, а его результаты часто оспариваются в судах.
На этом полномочия АМКУ, собственно, исчерпываются.

Чего мы можем ожидать от АМКУ теперь?

Как видим, АМКУ может вмешиваться при фактическом наличии заговора продавцов, что приводит к завышению цен.
Давайте рассмотрим три эпизода: 1) цены на авиабилеты от МАУ; 2) недавние рекомендации аптекам и 3) общий рост цен на, например, продукты.
По первому, как ни странно, МАУ не является монополистом на основе ряда особенностей правового регулирования авиационных перевозок. Поэтому обвинить в злоупотреблении монопольным положением мы их не сможем.
Стоит обратить внимание также на то, что и другие авиаперевозчики вообще подняли цены перед отменой перевозок.
Однако сговор между МАУ и условными Райн Эйром, Люфтганзой т.д. представляется маловероятным.

Итак, у АМКУ нет оснований для вмешательства, а их заявление о мнимом начале расследования выглядит чисто популистской.
По второму — очень странно читать недавнюю рекомендацию аптекам от АМКУ «воздержаться от повышения цен в будущем». Иными словами, АМКУ пока не фиксирует ни одного нарушения со стороны аптек, которое следовало бы устранить, зато просит вежливо вести себя в будущем.
И этим очень четко фиксирует именно экономические предпосылки, которые вызывают рост цен. Фактов аптечного заговора очевидно также нет, иначе бы АМКУ о них точно вспомнил.
Наконец, в третьем — цены на продукты в магазинах. АМКУ молчит, воздерживаясь даже от беззубых рекомендаций «воздержаться в будущем».
Итак, вероятнее всего, цены растут сугубо в связи с экономическими факторами. В конце концов в условиях карантина это не кажется чем-то невероятным: работники частично в изоляции, сопутствующие бизнесы часто «на паузе», валютные колебания и тому подобное.
При этом АМКУ конечно же должен внимательно следить за ситуацией и своевременно противодействовать любому анти-конкурентному сговору нечестных дельцов.

А что же может государство?

Если мы поставим себя на место государства, государства с открытой рыночной экономикой, то государство не имеет никаких других инструментов для противодействия росту цен.
Как мы показали выше, фактов сговора продавцов очевидно не существует. Текст законопроекта, который обещает борьбу «с завышением цен на товары для борьбы с короновирусом», пока никто не видел, но демократическое государство не может дать четкого определения понятию «завышение цены», кроме как оперировать понятием антиконкурентного сговора.
Удивительно видеть предложения отдельных депутатов из фракции «Голос» дать АМКУ право наказывать продавцов за один только «необоснованный рост цен» без установления факта сговора: это не что иное, как покушение на свободный рынок и, в целом, выглядит элементом чрезвычайного положения.
Таким образом, при отсутствии фактов для вмешательства АМКУ кажется разумным идти по пути диалога и взаимопонимания: услышать бизнес, услышать его логику по ценообразованию, попросить придерживать цены на определенные позиции, предоставить в обмен фискальные льготы.
Так должно сделать демократическое государство, которое заботится о свободе рынка.

Опубликовано в Экономическая правда

Давайте работать вместе